Большинство городов России не отличаются особой роскошью и пышностью, какой сияет бывшая столица Российской Империи – Санкт-Петербург. Традиционный русский стиль – это небольшие деревянные постройки с резными ставнями, лясами, узорами, треугольными шпилями. Увидеть здания, сохранившие русский стиль почти невозможно – камень полностью вытеснил дерево. Также существует церковный стиль – византийские каноны, по котором строятся храмы и монастыри – белые стены, круглые купола, форма кулича. Петербург же совмещает в себе несколько европейских стилей, главный из которых представляет собой русский классицизм или екатерининский стиль.

Зарождение русского классицизма

Европейские веяние в зодчестве окончательно установились после прихода к власти Екатерины Великой. Российская императрица была покровителем культуры и под её влиянием Россия стала приобретать больше европейских черт. Так, уже в 60-х годах восемнадцатого века по указу императрицы были построены Академия Художеств, Гостиничный двор, Мраморный дворец. Новые здания возводились не только в Петербурге и Москве, но и других провинциальных городах, что было своего рода прогрессом.
Эти здания относятся к раннему классицизму и отвечают его основным канонам – массивностью сооружений, строгостью линий, прямотой, однако строения всё ещё сохраняют элементы предшествующего европейского стиля – барокко. Внешний фасад украшен барельефами, ионическими орденами, фигурные карнизы и окна разной конфигурации. Ярким примером раннего классицизма служит Мраморный дверец, выполненный итальянским архитектором Ринальди.

Основными архитекторами раннего екатерининского классицизма были: Б. Валлен-Деламот (Юсуповский дворец), А. Ф. Кокоринов (Академия художеств), Ю. М. Фельтен (Большой Эрмитаж), К. И. Бланк (Екатерининский дворец), А. Ринальди (Китайский дворец).

Золотые годы классицизма

Начиная с 70-х годов классицизм полностью уходит от барокко и главные государственные постройки, а после и дома зажиточного класса, приобретаю строгость, вычурность и гармонию форм.

Архитектурный стиль был обязан отражать силу и характер монарха, для властной Екатерины строгие и массивные дворцы были лучшим решением, кроме того, они подчеркивали то, что она шла в ногу с европейскими тенденциями, её увлечение античностью.
Главными архитекторами при Екатерине стали И. Старов, Д. Кваренги, В. Баженов. Им принадлежат: Таврический Дворец (И. Старов), Александрийский дворец (Д. Кверанги), Владимирская церковь (В.Баженов).

Особое место в архитектуре Петербурга занимает Петровский Дворец архитектора Казакова. Его особенность заключается в том, что его цветовая гамма и фасад, представляет собой симбиоз традиционного европейского классицизма и русских мотивов, что подчёркивало увеличение патриотических настроений среди представителей среднего и высшего класса.

Особенности стиля

Почти вся центральная часть города выстроена в стиле классицизма. Его основными отличиями служит преобладание простых геометрических форм, массивность, светлая цветовая гамма, обильное использование мрамора. Фасады зданий украшались строгими прямыми колоннами, античными сюжетами (замена орденов и балок титанами, которые держат балконы), иногда статуями греческих богов или богинь. Все окна имели одинаковую форму и высоту, в каждом зале их должно быть одинаковое количество. Основными критериями являлась симметричность и пропорциональность.

Именно благодаря влиянию Екатерины крупнейшие города Российской Империи приобрели привычный вид.

09-02-2020

Архитектурный стиль Екатерининской эпохи